Скоро Сказка vs Клиповое мышление

Дети, у которых есть возможность читать сказку онлайн на экране смартфона, лэптопа или планшета ВМЕСТЕ со своими родителями получают уникальный навык взаимодействия с гаджетом - осознанное, неторопливое, с возможностью обсуждать прочитанное и разделять эмоции в режиме онлайн.

Ни для кого не секрет, что из-за постоянного потока коротких сообщений, видео, твит-постов и reels-роликов мышление всё больше перестраивается под формат быстрого, поверхностного восприятия. Раньше люди чаще читали длинные тексты, книги, газетные статьи — то есть информацию, требующую внимания и последовательного восприятия. Но мозгу проще и приятнее получать частые маленькие дозы новых данных, чем разбираться в сложной теме.

Нейроученые, педагоги, психологи давно обсуждают тему так называемого "клипового мышления". Поговорим о нем и мы.

Наша задача - развернуто ответить тем родителям, которые обеспокоены формированием клипового мышления у детей и ищут пути его преодоления.

Прежде всего «клиповое мышление» - это не диагноз, а метафора, описывающая стиль восприятия, который формируется под влиянием современной цифровой среды.

Что характерно для клипового мышления?

Чем это плохо, а чем — не всегда?

Минусы (риски): самый большой риск, который выделяют исследователи, - это атрофия «мышцы» глубокого погружения. Способность к длительной концентрации, волевому усилию для решения сложной, скучной задачи, глубокому анализу и эмпатии (которая тоже требует времени и внимания к другому человеку) - все это требует тренировки. Если ее нет, навык слабеет.

Плюсы (навыки): в мире, перегруженном информацией, умение быстро фильтровать «шум», выхватывать суть и мгновенно переключаться между разными контекстами — это навык выживания. Люди с развитым «клиповым» восприятием часто лучше справляются с многозадачностью и быстрее адаптируются к меняющимся условиям.

Мозг оптимизируется под задачи, которые перед ним ставят. Соцсети и гаджеты ставят задачу: «Быстро обработай это и переключайся!». Мозг учится это делать.

Раньше ценностью была глубина знания в одной области (как у ученого или мастера).

Сейчас к этому добавилась ценность быстрой ориентации в огромных потоках данных, умение "сёрфить" на волнах информации.

Кто и как работает с клиповым мышлением?

Специалисты в области когнитивных и нейронных связей постоянно

Педагоги и методисты

Специалисты по медиа и коммуникациям


Что делать родителям?

Это самый главный и самый сложный вопрос.

Не стоит полностью запрещать гаджеты. Такой запрет в современном мире почти невозможен и часто контрпродуктивен. Важно сочетать короткие форматы с деятельностью, развивающей концентрацию — чтением, играми, творчеством.

А ещё важно обсуждать: учить ребёнка размышлять, задавать вопросы к тому, что он видит. Не просто «посмотри», а «посмотри и давай подумаем: что ты увидел? Почему автор это показал? С какой целью?». Это и есть развитие критического мышления, которое противостоит поверхностному «схватыванию».

Клиповое мышление — не «болезнь», а особенность времени, с которой важно уметь работать, помогая ребёнку сохранять способность глубоко думать и понимать.

Нужно, чтобы в жизни ребенка (да и взрослого) были «зоны», свободные от клипового ритма: спорт, живое общение, настольные игры, чтение книг, хобби, требующие усидчивости (например, моделирование или рисование).

Поэтому мы и придумали наш сервис по созданию онлайн-сказок - как безопасный мостик в пространство гаджетов. Ведь "Скоро Сказка" позволяет не только видеть на экране красивые, стилистически проработанные образы, со множеством симпатичных деталей, которые обязательно задержат детский любопытный взгляд. Главное - быстро пролистать страницу не получится: мы специально (непростыми, кстати, техниками) контролируем объём текста на странице, который не позволит перейти на следующую быстрее, чем это было бы в режиме безопасного "бумажного" чтения.

Мы обратили внимание на эту проблему после того, как наша маленькая Варвара стала нетерпеливо "кликать" пальчиком в стремлении поскорее увидеть следующую картинку. Очень быстро она поняла, что если не дослушивать текст и постоянно его прерывать, то и сказки никакой не получится! Все самые интересные приключения пролистаются вместе с картинками. Так что теперь она слушает внимательно и перелистывает страничку онлайн-сказки только тогда, когда поймет, что на этом развороте мама действительно всё-всё прочла.

Дети, у которых есть возможность читать сказку онлайн на экране смартфона, лэптопа или планшета ВМЕСТЕ со своими родителями получают уникальный навык взаимодействия с гаджетом - осознанное, неторопливое, с возможностью обсуждать прочитанное и разделять эмоции в режиме онлайн.

"Скоро Сказка" - это сбалансированная онлайн среда, в которой есть место для живого общения, игры воображения и глубокого погружения.

Читайте также

Все статьи блога