Скоро Сказка vs Клиповое мышление
Дети, у которых есть возможность читать сказку онлайн на экране смартфона, лэптопа или планшета ВМЕСТЕ со своими родителями получают уникальный навык взаимодействия с гаджетом - осознанное, неторопливое, с возможностью обсуждать прочитанное и разделять эмоции в режиме онлайн.
Ни для кого не секрет, что из-за постоянного потока коротких сообщений, видео, твит-постов и reels-роликов мышление всё больше перестраивается под формат быстрого, поверхностного восприятия. Раньше люди чаще читали длинные тексты, книги, газетные статьи — то есть информацию, требующую внимания и последовательного восприятия. Но мозгу проще и приятнее получать частые маленькие дозы новых данных, чем разбираться в сложной теме.
Нейроученые, педагоги, психологи давно обсуждают тему так называемого "клипового мышления". Поговорим о нем и мы.
Наша задача - развернуто ответить тем родителям, которые обеспокоены формированием клипового мышления у детей и ищут пути его преодоления.
Прежде всего «клиповое мышление» - это не диагноз, а метафора, описывающая стиль восприятия, который формируется под влиянием современной цифровой среды.
Что характерно для клипового мышления?
Снижение концентрации и порог «скуки»: человеку физически сложно заставить себя долго читать научную статью, главу книги или смотреть полнометражный «медленный» фильм. Возникает нетерпение, дискомфорт и почти рефлекторное желание «переключиться» — проверить телефон, открыть другую вкладку, обновить ленту.
Фрагментарность и мозаичность: человек отлично помнит яркий заголовок новости, но не помнит ее содержания. Он может воспроизвести смешной момент из видео, но не может пересказать общий сюжет. В голове много фактов, но они не складываются в систему.
Поверхностность обработки информации: предпочтение отдается готовым выводам, кратким пересказам, спискам «топ-10» и инфографике. Человек не хочет разбираться в том, как был получен вывод или на чем основана аргументация. Главное — быстро получить «сухой остаток».
Доминирование визуального ряда: информация усваивается гораздо лучше, если она представлена в виде короткого, динамичного видео (TikTok, Reels), мема, или серии ярких картинок. Текст, особенно без иллюстраций (как здесь у нас с вами в этой статье) воспринимается как «сложный» и «скучный».
Снижение способности к анализу и синтезу: человеку проще оперировать простыми «связками» (A привело к B). Ему сложно понять многофакторные процессы (например, в экономике или истории), где результат зависит от множества переменных. Это также повышает эффективность манипуляций и фейковых новостей, которые предлагают простые ответы на сложные вопросы.
Чем это плохо, а чем — не всегда?
Минусы (риски): самый большой риск, который выделяют исследователи, - это атрофия «мышцы» глубокого погружения. Способность к длительной концентрации, волевому усилию для решения сложной, скучной задачи, глубокому анализу и эмпатии (которая тоже требует времени и внимания к другому человеку) - все это требует тренировки. Если ее нет, навык слабеет.
Плюсы (навыки): в мире, перегруженном информацией, умение быстро фильтровать «шум», выхватывать суть и мгновенно переключаться между разными контекстами — это навык выживания. Люди с развитым «клиповым» восприятием часто лучше справляются с многозадачностью и быстрее адаптируются к меняющимся условиям.
Мозг оптимизируется под задачи, которые перед ним ставят. Соцсети и гаджеты ставят задачу: «Быстро обработай это и переключайся!». Мозг учится это делать.
Раньше ценностью была глубина знания в одной области (как у ученого или мастера).
Сейчас к этому добавилась ценность быстрой ориентации в огромных потоках данных, умение "сёрфить" на волнах информации.
Кто и как работает с клиповым мышлением?
Специалисты в области когнитивных и нейронных связей постоянно
изучают, как быстрые форматы информации влияют на внимание, память, мышление.
Проводят исследования о том, как у детей и подростков формируются когнитивные навыки в «цифровую эпоху».
Разрабатывают методы тренировки концентрации и развития критического мышления.
Педагоги и методисты
Анализируют, как изменилось восприятие учащихся: почему школьникам трудно слушать длинные объяснения и читать тексты.
Разрабатывают современные методики преподавания, которые учитывают клиповое восприятие, но при этом учат системно мыслить.
Специалисты по медиа и коммуникациям
Изучают, как именно цифровая среда (соцсети, видеоформаты, новости) формирует новый тип мышления.
Разрабатывают ответственные подходы к потреблению контента, медиаобразованию и т. п.
Что делать родителям?
Это самый главный и самый сложный вопрос.
Не стоит полностью запрещать гаджеты. Такой запрет в современном мире почти невозможен и часто контрпродуктивен. Важно сочетать короткие форматы с деятельностью, развивающей концентрацию — чтением, играми, творчеством.
А ещё важно обсуждать: учить ребёнка размышлять, задавать вопросы к тому, что он видит. Не просто «посмотри», а «посмотри и давай подумаем: что ты увидел? Почему автор это показал? С какой целью?». Это и есть развитие критического мышления, которое противостоит поверхностному «схватыванию».
Клиповое мышление — не «болезнь», а особенность времени, с которой важно уметь работать, помогая ребёнку сохранять способность глубоко думать и понимать.
Нужно, чтобы в жизни ребенка (да и взрослого) были «зоны», свободные от клипового ритма: спорт, живое общение, настольные игры, чтение книг, хобби, требующие усидчивости (например, моделирование или рисование).
Поэтому мы и придумали наш сервис по созданию онлайн-сказок - как безопасный мостик в пространство гаджетов. Ведь "Скоро Сказка" позволяет не только видеть на экране красивые, стилистически проработанные образы, со множеством симпатичных деталей, которые обязательно задержат детский любопытный взгляд. Главное - быстро пролистать страницу не получится: мы специально (непростыми, кстати, техниками) контролируем объём текста на странице, который не позволит перейти на следующую быстрее, чем это было бы в режиме безопасного "бумажного" чтения.
Мы обратили внимание на эту проблему после того, как наша маленькая Варвара стала нетерпеливо "кликать" пальчиком в стремлении поскорее увидеть следующую картинку. Очень быстро она поняла, что если не дослушивать текст и постоянно его прерывать, то и сказки никакой не получится! Все самые интересные приключения пролистаются вместе с картинками. Так что теперь она слушает внимательно и перелистывает страничку онлайн-сказки только тогда, когда поймет, что на этом развороте мама действительно всё-всё прочла.
Дети, у которых есть возможность читать сказку онлайн на экране смартфона, лэптопа или планшета ВМЕСТЕ со своими родителями получают уникальный навык взаимодействия с гаджетом - осознанное, неторопливое, с возможностью обсуждать прочитанное и разделять эмоции в режиме онлайн.
"Скоро Сказка" - это сбалансированная онлайн среда, в которой есть место для живого общения, игры воображения и глубокого погружения.